+7 812 622-14-57 Санкт-Петербург
+7 499 685-40-27 Москва

Обзор методов проведения транспортных обследований

Рук-во по проведению транспортных обследований в городах.pngТранспортные обследования - перспективный сегмент рынка маркетинговых исследований. Результаты подобных обследований необходимы в самых разных ситуациях: при проектировании новых объектов дорожной инфраструктуры, при оценке перспективности строительства различных коммерческих объектов, для моделирования и планирования городской логистики.


Вы удивитесь, узнав, что требования законодательства к результатам подобных обследований в нашей стране регулируются руководством, выпущенным в 1982 году. В этой статье мы сделали обзор современных методов проведения транспортных обследований, использующихся в других странах, чтобы способствовать распространению данного опыта в России.

Руководство по проведению транспортных обследований (СССР, 1982) .pdf


Для чего нужны транспортные обследования?

Статистические данные о транспортных привычках и мобильности жителей служат:

  • в качестве «входных» данных для моделирования и планирования городской логистики
  • для анализа современного состояния уровня удовлетворенности жителей города качеством транспортной системы
  • для построения «карты траекторий движения» с целью выделения участков с максимальной проходимостью.
  • для построения «тепловой карты» - позволяет получить информацию о тех местах, где люди находятся больше всего времени.
  • для ее оценки и управления качеством (сокращение времени ожидания на остановке и времени поездки, оптимизации транспортных маршрутов).
  • для выявления потребностей в пассажирских и грузовых перевозках.
  • для разработки перспективных мероприятий по развитию транспортной системы.

Как это делается?

В разных сегментах рынка существуют свои традиции проведения исследований. Так, в сфере изучения городской мобильности населения традиционно использовались три главных метода:
  1. личный опрос или анкетирование населения (водителей, пассажиров)
  2. дневниковый метод (заполнение ежедневных отчетов о своих перемещениях)
  3. метод наблюдения - подсчет транспортных потоков вручную (исследователь подсчитывает проезжающие автомобили, пассажиров на остановке за определенный период времени) или с помощью специального оборудования.

Повсеместное проникновение современных технологий, IT-систем и мобильной связи создает возможность выводить методологию исследования на новый уровень, что уже реализуется во многих зарубежных странах. Данные, полученные с помощью современных технологий, не зависят от отчетов и памяти респондентов. Информация регистрируется мобильных телефонов или gps-оборудования и отражает кто, куда и откуда едет. Современные технологии позволяют получать детальную информацию о времени начала и окончания поездки вплоть до секунд.

27-02-2017-p1.png

Включение современных технологий в методологию исследования позволяет построить «тепловую карту» и «карту траекторий движения», что при использовании только традиционной методологии сделать почти невозможно. «Карта траекторий движения» выстраивается путем накладывания на карту местности всех движущихся объектов в определенный промежуток времени. Она наглядно демонстрирует наиболее популярные маршруты следования. «Тепловая карта» фиксирует места, где люди находятся дольше всего. Таким образом, на основании «карты траекторий движения» и «тепловой карты» возможно получить информацию о точках с наибольшей проходимостью (как следствие с большим «продающим» потенциалом) и, наоборот, «мертвые» точки, где информацию размещать нецелесообразно.




Зарубежный опыт исследования городской мобильности населения

Следующая схема отражает основные методы исследования, используемые при проведении транспортных обследований в разных странах в разные периоды:

Динамика используемых методов обследований.jpg
Великобритания

Area of London survey 2001.jpgТрадиционно в Великобритании основным источником информации о транспортных привычках и мобильности населения являлась информация о продажах билетов на проезд, однако этот подход имеет ряд недостатков. Он не дает никакой информации о пунктах отправки и назначения, о деталях проезда, о пересадках, о том, кто и для чего едет. В качестве дополнительных источников данных об изменениях спроса на проезд и транспорт использовались «обзоры путешествий», которые проводились приблизительно каждые 10 лет с 1960 года.
  

В 2001 году было проведено наиболее масштабное исследование пассажиров различных типов транспорта. Цель исследования – создать представления о всех поездках в Лондоне и его окрестностях в типичный будний день для моделирования и планирования развития транспортной и железнодорожной сети. 

London Area Travel Survey .pdf

Исследование проводилось методом самозаполнения анкет пассажирами. Опросники раздавались на 900 станциях/остановках пассажирам с 6 утра со вторника по четверг. Каждые 15 минут проводился подсчет пассажиров на станциях/остановках. Также в выборку были включены 300 тыс. пассажиров поездов междугороднего следования. Таким образом, была собрана информация о 1,75 млн поездок, включая адрес отправления и назначения, время поездки, тип транспорта, маршрут проезда и наличие пересадок, социально-демографические характеристики респондентов.

Данные собирались на протяжении нескольких месяцев, чтобы иметь возможность отследить и сравнить сезонные изменения транспортных привычек. Позднее вся собранная информация была геокодированы. Таким образом, в результате исследования были получены наглядные карты «нагрузки» на каждый вид транспорта и плотность маршрутов следования. Это исследование стало основой для моделирования логистики перемещения жителей Великобритании.



Дания 


В 2012 году было проведено Датское национальное транспортное исследование (DTU), на основании которого в Министерстве транспорта Дании были приняты решения по развитию транспортной и дорожной инфраструктуры. Данные о поездках собирались каждый день, включая выходные и праздники. Участниками исследования были жители Дании в возрасте 10-84 лет. Старшая возрастная группа (85 и старше) и дети до 10 лет из выборки были исключены в связи с небольшим количеством самостоятельных поездок.

Danish National Travel Survey .pdf

Качество массива данных обеспечивалось за счет сочетания онлайн- и телефонного опроса. Каждый респондент ежедневно получал ссылку на персональную анкету – «Путевой ежедневный дневник». Если анкета не заполнялась в течение 2 дней, то респонденту звонил специалист call-центра и помогал заполнить ее по телефону.


DTU имело два значимых преимущества перед предшествующими исследованиями:

  • отсутствовали географические ограничения: данные собирались в том числе и о дальних поездках;
  • была разработана система геокодирования адресов.  На момент проведения исследования в базе данных были известны более 90% всех возможных координат (~2,3 млн адресов в Дании и ~100 тыс в других местах). Это позволило в значительной степени сократить время заполнения анкеты без потери точности данных.



Ирландия

В Ирландии транспортное исследование, проведенное в 2012-2013 годах, позволило получить информацию о логистике жителей в течение дня и проанализировать специфику пользования различных видов транспорта в зависимости от социально-демографических характеристик и структуры домохозяйства.

National Transport Authority Survey Ireland .pdf


Выборка исследования - 6000 домохозяйств Ирландии. Выборка репрезентативна и составлена с учетом географии, структуры домохозяйств, статуса занятости членов семьи, социально-демографических характеристик.

Один из членов домохозяйства (возраст 16+) проходил личный опрос о семье с помощью электронных планшетов. Опросник включал в себя информацию о семье (структура семьи, ее социально-экономический статус) и информацию о транспортных привычках (предпочитаемый вид транспорта, средняя продолжительность поездок, количество автомобилей в семье, кто и какой тип водительских прав имеет).


Ежедневно все члены семьи (включая детей от 4 лет и старше) заполняли дневник. Информацию о поездках можно было вносить в течение двух дней, что позволяло взрослым помогать детям в его заполнении. С его помощью описывались все совершенные поездки:

  • Точка начала и окончания поездки (указывался точный адрес)
  • Цель поездки (например, поездка на работу, в школу, в магазин и пр.)
  • Время начала и окончания поездки
  • Расстояние поездки в километрах
  • Число людей, которые ехали вместе
  • Платная или бесплатная парковка.

В результате были получены данные о всех поездках, включая выходные дни и праздники. Проанализирована информация о логистике населения (точка назначения, цель, длительность поездки, время в пути, расстояние и пр.) и предпочитаемый вид транспорта (какой используют чаще всего, почему, насколько часто). Кроме того, в исследовании была собрана информация о парковках, о совместном использовании автомобиля.



Германия

Характерной особенностью транспортных исследований в Германии является большая по численности выборка. Так, в 2012 году в исследовании приняли участие 25 тыс. домохозяйств и 50 тыс. семей из регионов. Участником исследования мог стать любой житель исследуемого города без ограничений по возрасту (0+), полу, национальности. Участники выбирались случайным образом.

National Transportation Surveys in Germany .pdf

Вопросник для интервью разделен на три части: 

  1. данные о транспортных средствах (количество автомобилей в семье, пробег, вместимость, кто в основном водит автомобиль и пр.)
  2. социально-демографические характеристики респондента и членов его семьи (сфера деятельности, уровень образования, наличие водительских прав, уровень дохода)
  3. данные о поездках (количество поездок, их продолжительность и расстояние, на чем совершалась поездка).

В фокус исследования попадали все поездки вне зависимости от точки начала и окончания пути. Не учитывались только поездки жителей других городов и коммерческие поездки (например, доставка грузов, такси и пр.). Если в течение дня респондент совершил много поездок, то его опрашивали по первой и последней.


В исследовании 2012 года исследование проводилось каждый вторник и четверг – это типичные рабочие дни. Все поездки каждого человека в семье записывались без каких-либо ограничений. Информация отправлялась по электронной почте. В том случае, если человек не владел компьютером или более двух дней не присылал заполненный дневник, то данные собирал специалист call-центра по телефону.

С июня 2016 года по июнь 2017 года по заказу Федерального министерства транспорта Германии проводится исследование, основной задачей которого стало получение развернутой информации о ежедневной «мобильности» населения. По сравнению с исследованиями предыдущих лет в современной волне полностью изменены методология и инструменты сбора данных, дизайн выборки, содержание вопросника.

Выборка включает в себя общенациональную часть - около 30 тыс. домохозяйств Германии (примерно 60 тыс. человек) и региональную часть – около 135 тыс. домохозяйств. Домохозяйства отбирались случайным образом. 


Сбор данных осуществляется в два этапа:

  1. Пре-тест - На основании информации из скрининга высылаются индивидуальные анкеты для каждого члена домохозяйства, сопроводительное письмо и информация об исследовании в целом. В материалах указана онлайн-ссылка, где в режиме онлайн респонденты могут отказаться от участия в исследовании. Весь инструментарий был апробирован и протестирован на нескольких фокус-группах. Помимо социально-демографической информации о каждом члене семьи (возраст, пол и профессиональный статус), собираются сведения об автомобиле (автомобилях) в семье – производитель, пробег, год выпуска и пр, кто из семьи имеет водительские права, кто чаще водит автомобиль, где паркуются. Анкета дополнена вопросами о езде на велосипеде, вопросами удовлетворенности транспортной инфраструктурой и транспортных привычках.
  2. Дневники. Собирается ежедневная информация о поездках в виде дневника (цель поездки, расстояние, вид транспорта, время отправления и прибытия). В отличие от исследований, выполненных ранее, собирается более детальная информация о каждой поездке. В частности, просят назвать либо точный адрес, либо назначение (магазин, церковь и пр.)


Предусмотрено геокодирование каждой точки с целью сбора более точных данных (с точностью до номера дома). Для того, чтобы минимизировать нагрузку на участника исследования, в онлайн-базе содержится несколько миллионов уже закодированных точек. На основании этих данных можно рассчитать, например, фактическое расстояние до ближайшего магазина, учебного заведения, автобусных остановок, жд-станций. С учетом плотности населения в жилом районе возможно проанализировать и предсказать маршруты и шаблоны поездок. 


Использование онлайн-методов позволяет заполнить анкету со сложными переходами без интервьюера, отфильтровать вопросы в зависимости от предыдущих ответов. Кроме того, отсутствует необходимость в вводе данных после интервью. 


Окончательные результаты этого исследования ожидаются к началу 2018 года.



Сингапур


В Сингапуре исследователи сделали ставку на повсеместность распространения смартфонов. Используя только традиционные методы исследования в вопросах транспортных привычек, не всегда возможно получить точные данные. Например, респондент может неточно назвать/зафиксировать время начала и окончания поездки, оценить ее продолжительность. Кроме того, опрос не всегда может учесть различные изменения мобильности в течение дня.

 
Современные методы сбора информации с помощью смартфонов во многом автоматизированы и не требуют постоянной включенности со стороны участника исследования. Разработанная система использовалась в качестве дополнения к традиционным методам исследования о поездках. Она состоит из трех отдельных, но взаимосвязанных, компонентов: 1) смартфон 2) приложение, которое собирает данные, 3) сервер – на нем хранится база данных. Именно благодаря автоматизации FMS-системы обеспечивается высокая точность и подробность данных при малой нагрузке на участников исследования.

Архитектура Сингапурского исследования.jpg
Приложение доступно для большинства смартфонов (работает для Android- и IOS-платформах). Оно собирает данные от множества датчиков в телефоне (GPS, GSM, акселерометр, Wi-Fi и пр.). Поскольку приложение работает в фоновом режиме телефона, оно никак не влияет на повседневную деятельность участников исследования. Собранные данные с помощью приложения загружаются в базу, где ряд алгоритмов, позволяет сделать выводы об остановках и маршрутах поездок. Очень короткие по продолжительно остановки (например, остановки на светофоре) автоматически удаляются. 


Просматривая данные, собранные автоматически, участники корректируют неправильно введенные данные о видах транспорта, о пунктах остановки. Кроме того, участники заносят дополнительные данные о конкретных поездках - например, ехали они одни или с кем-то, была ли оплата за парковку и пр. В случае, если на этом этапе у участника возникали трудности, то ему была доступна служба телефонной и online-поддержки. На основе проверенных и дополненных данных делались выводы.


В выборку респондентов фактически попадали все, кто имел смартфон и опыт использования веб-браузера. В результате выборка ожидаемо сместилась в сторону более молодого возраста. В будущем планируется «выправить» выборку путем распространения GPS-регистраторов или смартфонов и сбора данных методом телефонного/личного опроса для старшей возрастной группы. Некоторые исследования свидетельствуют о том, что молодежь и люди с высоким уровнем образования легче соглашаются на участие в онлайн-исследованиях, в то время как традиционные методы лучше «работают» для пожилых людей


Ошибки в этом исследовании происходили, в основном, по двум причинам. Если батарея в телефоне разряжалась, то возникали пробелы в данных. Вторая причина – человеческий фактор: ошибки на этапе проверки данных. Как правило, это были пользователи-новички проекта или если пользователь не имеет опыта использования веб-браузера.

Несмотря на недостатки, эта методология представляется наиболее точной и эффективной с точки зрения стоимости и корректности получаемых результатов.


Резюме

27-02-201-p4.jpg

Таким образом, даже беглый анализ современных методов проведения транспортных обследований показывает, какие безграничные возможности открываются у исследователей благодаря современным возможностям сбора данных и насколько более точные получаются результаты. Определенная отсталость российского рынка - не только наша очевидная слабость, но и возможность выбрать лучшие из зарубежных практик и эффективно адаптировать их под реалии и потребности нашей страны.